БАЛЛАДА В БОЛГАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Введение
Введение
Тенденции развития жанра баллады в болгарской литературе XX века и их специфические проявления в 20–30-е годы мало исследованы. Своеобразие и актуальность возникающих проблем обусловлены влиянием реализма и особенно поэзии социалистического реализма на романтический по своей природе литературный жанр. Известно, что баллада формируется в европейских литературах именно в эпоху романтизма и под непосредственным влиянием фольклора. Изучение традиции и новаторства в балладном жанре показывает перспективность баллады и ее значение в литературном процессе современной эпохи. Настоящая работа не является исчерпывающим исследованием поэтики жанра в рассматриваемый период и представляет один из путей решения наиболее важных аспектов затронутой проблемы.
В концепции работы отражены достижения советских ученых, раскрывающие генезис социалистического реализма в болгарской литературе, прежде всего, труды Д. Ф. Маркова, проблематика которых разрабатывается с учетом развития жанров, а также на фоне типологических сопоставлений в литературном процессе европейских социалистических стран. В изучении социалистической литературы 20–30-х годов значительный вклад сделан В. Д. Андреевым, В. И. Злыдневым. Важные положения в отношении болгарской революционной поэзии 20–30-х годов выдвигают Н. И. Кравцов, В. А. Захаржевская, Т. В. Лапинская.
Глава 1: ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ НА ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛГАРСКОЙ БАЛЛАДЫ 20-х — 30-х ГОДОВ
Баллада привлекала внимание многих исследователей теории, истории литературы и фольклора. Они стремились определить особенности жанра, дать дефиницию, установить связи, существующие между фольклорной балладой и ее литературной преемницей, между фольклорной балладой и литературным процессом, а также связи литературной баллады с другими жанрами. Сформулировать определение баллады оказалось очень сложно ввиду неоднозначности восприятия этого явления, поскольку баллады европейских народов развивались различными путями. Вопрос о дефиниции баллады сталкивается с другой сложностью, обусловленной многообразием форм и разновидностей баллады, что вытекает из ее своеобразного отношения к литературному роду. Баллада принадлежит к тем жанрам, которые не укладываются в однородовое деление. Первым заметил эту особенность Й. В. Гете и основал теорию о происхождении баллады из трех литературных родов: эпоса, лирики и драмы. Развивая учение о балладе, исследователи исходят из ее трехродовой сущности или, по крайней мере, считают необходимым наличие единства двух начал: эпического и драматического, эпического и лирического. Основное направление взглядов не исключает возникновения неортодоксальных теорий о природе жанра. Известно предложение отделить балладу в четвертый литературный род — «балладику» (Lang) и мнение о неправомерности утверждения генезиса баллады из триединой родовой основы (Н. Николов).