Баллада в болгарской литературе 20-30-х годов ХХ века
Глава 2: БАЛЛАДА В БОЛГАРСКОЙ ПОЭЗИИ 20-х ГОДОВ
Глава 2: БАЛЛАДА В БОЛГАРСКОЙ ПОЭЗИИ 20-х ГОДОВ
В 20-е годы в болгарской поэзии происходит резкое размежевание сил и возникают три основные направления ее прогрессивного развития: общедемократическая поэзия, пролетарская и поэзия социалистического реализма. В эти годы социальные противоречия в стране достигли своего предела и вылились в первое в мире антифашистское восстание, которое произошло в сентябре 1923 года. Отмечая бедственное положение народных масс накануне восстания, следует принять во внимание три войны за одно десятилетие (I и II балканские и I мировая войны), затем приход к власти фашистского правительства в 1923 г., репрессии, политический террор, ухудшение экономического положения трудящихся. Обстановка нарастающего экономического и политического кризиса оказывает косвенное воздействие на литературный процесс — в нем нет единства, в поисках точки опоры появляется множество школ и направлений. В 20-е годы баллада — один из самых продуктивных жанров в болгарской поэзии. Она испытывает на себе влияние модернистических течений и преодолевает их, проявляя тенденцию реалистического развития. Характерная черта баллад 20-х гг. — отталкивание от романтической баллады XIX века. Отсюда прямая и ассоциативная связь с известной балладой Х. Ботева «Хаджи Димитр» в творчестве Т. Траянова, Г. Милева, Н. Хрелкова и др. Можно утверждать, что балладе Х. Ботева «Хаджи Димитр» принадлежит особая роль в возникновении новаторских балладных произведений. Будучи непревзойденным образцом романтической героики в болгарской поэзии, это произведение служило отправной точкой для многих творцов болгарского искусства XX века в их обращении к проблематике революционной борьбы, трактовке героического и трагического. Ботевский мотив «Хаджи Димитра» прослеживается в данной главе в балладных произведениях Т. Траянова и Г. Милева.
Глава 3: БАЛЛАДА В БОЛГАРСКОЙ ПОЭЗИИ КОНЦА 20-х И В 30-е ГОДЫ
Литературный процесс в Болгарии 30-х годов отмечен утверждением социалистического реализма. Дальнейшее развитие и обновление претерпевает балладный жанр. Замечено, что особый расцвет балладного творчества приходится на эпохи революционных бурь и национальных бедствий в истории славянских народов. Совершенно очевидно, что трагические события в жизни болгарского народа оказали влияние на содержание балладных произведений этих лет. Героическая тематика становится центральной и получает философское обобщение в балладах сентябрьской поэзии. Проявлением специфики жанрового развития баллад 20-х гг. следует считать также возникновение лирической разновидности, которая занимает ведущие позиции и в литературе 30-х гг. В ее становлении следующая после сентябрьской поэзии вершина обозначается во второй половине 30-х годов и прежде всего в творчестве Н. Вапцарова, поэта трагической судьбы и необычайно острого мироощущения. Политическая обстановка в стране накануне фашистской агрессии характеризуется наступлением правых сил, поддерживающих Германию. В 20–30-е годы в Болгарии наблюдается неуклонный спад экономики, частые смены реакционных правительств, ухудшение положения трудящихся масс. В это время крепнет сплоченность и организованность рабочего класса, руководимого Коммунистической партией, активизируются революционные выступления пролетариата, повышается авторитет партии рабочих и крестьян среди всех слоев демократически настроенного населения, что способствует усилению позиций Коммунистической партии и ее влияния во всех сферах общественной жизни. Установление фашистского режима в Болгарии привело к трагедии подавления Сентябрьского восстания, крах фашистской идеологии в европейском масштабе — к развязыванию второй мировой воины, к воинственному наступлению на идеалы гуманизма.